8(800) 555-96-63
Фотоопись
Другая Япония

ЖИВАЯ ГОРА

Наверное, каждый из нас с детства слышал это экзотическое название – Фудзияма. Подрастая, мы узнавали, что «яма» переводится с японского, как «гора». Таким образом, название главной горы Японии укорачивалось до простого, как щелчок фотоаппарата, звука «Фудзи».

Для меня это слово ещё ассоциировалось с морскими баталиями Русско-Японской войны столетней давности. Один из главных кораблей Соединённого Флота носил святое для каждого японца имя «Фудзи». Волею судеб именно с него был выпущен последний снаряд первого дня битвы, который, по мнению многих историков, решил исход Цусимского сражения, потопив в наступающих сумерках весь избитый, но непобеждённый русский броненосец «Бородино».

Что ж, если эта версия верна, то это очень символично – имя священной горы принесло Японии её главную победу. Ни до, ни после Цусимского боя Япония не добивалась таких больших побед. Даже разгром Пирл-Харбора не стоил того триумфа, ведь победа при Цусиме привела к победе в войне, а Пирл-Харбор был большой, но всего лишь временной удачей на пути к ядерной трагедии Хиросимы и Нагасаки и последующей капитуляции.

Кстати, японские броненосные корабли носили очень лиричные названия – «Асахи» («Утренняя заря», а не только вкусное и узнаваемое моими соотечественниками пиво), «Сикисима» («Острова народа Ямато» - так аборигены называли свою страну более тысячи лет назад, когда столицей был город Нара), «Микаса» (гора в префектуре Нара), «Хацусэ» (город, в древности бывший столицей), «Ясима» («8 островов», так же старое название Японии).  Налицо поклонение своей земле, суровой и благодатной стране вулканов, землетрясений и цунами. Возможно, причина этого – синтоизм, религия, обожествляющая все предметы окружающего мира.

Вспоминается фильм «Аватар», где аборигены чтят свой мир и охраняющее его божество Эйва, с уважением относятся к каждой травинке  и возносят благодарные молитвы убитым животным.Нахожу сходство жителей Японии с героями этого фильма. Та же фанатичная  любовь к своей земле, врождённая и подсознательная, нерушимая и неподвластная течению времени и ударам стихии. Пожалуй, ощущение нереальности, сказочности в этой стране у меня присутствует постоянно. Словно нарисованные улицы и дома, артистичные и приветливые жители, а детвора вообще напоминает кукольный театр или мультики. Вот в этой сказочной стране мне и довелось жить и работать, вернее, наоборот, работать и жить, ведь труд здесь в приоритете. И я очень рад, что мне выпала такая возможность. Стоит заметить, что, не будь я русским, вряд ли смог бы так полюбить эту землю и этот весёлый и дружный народ. Они очень близки нам, эти непосредственные чудаки, которые постоянно улыбаются и хохочут.

Так вот – Фудзи. Главная гора Японии, она же самая высокая – 3776 метров над уровнем моря. На ней живёт богиня Аматерасу, мать императорского рода и всех японцев. Вместе с горами Татэ и Хаку составляет священную триаду – Санрэйдзан. О Фудзи сложены легенды, её именем японцы называют очень многое. Подъём на неё – священный акт соития с многовековой историей «островов народа Ямато». В августе уходящего года мне удалось осуществить этот акт в компании со своими коллегами Женей, Сашей и его женой Галей. Мой отец – геолог. С юных лет мне довелось шастать по горам и тайге Дальнего Востока. Поэтому, находясь в Японии, я не мог остаться в стороне от местных природных чудес и достопримечательностей. На моё везение в нашей фирме оказался человек по имени Александр, влюблённый в горы и всё, что с ними связано. Благодаря ему я поднимался на Хакусан, а теперь он тащил меня на Фудзи-сан. По его же совету мы решили подниматься не в выходные дни, а в будни, чтобы избежать столпотворения на горе. На счастье, неделя на работе выдалась относительно спокойной, и нам удалось без ущерба для фирмы уехать на 3 рабочих дня на восточное побережье, почти за 500 километров от нашего городка Фукуи.

Выехали в среду в обед. По хай-вэю до Сидзуоки добрались к 19 часам. Там нас приняли хорошие друзья Александра, пожилая пара японцев. Дед – заядлый рыбак, но о рыбалке – в другой раз. У них мы поужинали, поспали сами и уложили спать Алёну, Саши-Галину дочку. Около 23хчасов выехали к Фудзи. Ночью многого не увидишь, но водопад огней на склоне горы выдавал её очертания. Этой звёздной дорожкой служат небольшие строения, в которых расположены магазины, кафе, туалеты и гостиницы. Благодаря навигатору мы нашли нужный путь. Проехали музыкальную дорогу. Это одна из достопримечательностей Фудзи. На асфальте выложены узоры, которые, воздействуя на резину колёс, заставляют её играть незамысловатую мелодию. К началу подъёма добрались к половине первого ночи. Переоделись, взяли самое необходимое и двинулись в путь. Подъём начинается с высоты в два с половиной километра над уровнем моря. Так что нам оставалось всего 1300 метров по вертикали до пункта назначения. Всего 1300. Примерно 500 этажей.

По горизонтали человек проходит это расстояние минут за 15. Но здесь 1300 – всего лишь катет, а нам предстоит пройти по гипотенузе. Она куда более пологая, чем вертикаль, но, соответственно, и намного длиннее. К тому же, в целях облегчения подъёма, тропа почти на всём протяжении проложена зигзагами, что значительно удлиняет её.  В-общем, на маршрутном указателе в начале тропы указано время восхождения – 6 часов. Это нарушало наш план подняться к рассвету. Собственно, самое важное как раз - встретить на горе рассвет. А раз так, нам надо было форсировать темп. Темп мы задали хороший. Уж очень хотелось успеть к восходу Солнца. Зря что ли ехали так далеко?  И когда ещё удастся тут побывать? До вершины нас не обогнал никто, а мы обогнали многих.

Выше двух километров над уровнем моря начинает ощущаться недостаток кислорода из-за разрежённости воздуха. Дышать становится тяжелее, и с каждой сотней метров  всё сильнее кружится голова.  Ума не приложу, как люди восходят на Эверест, там же выше 8 тысяч метров. Чем ближе к вершине, тем больше попадается японцев, прикладывающих к лицу кислородные маски. Сидят и насыщают организм заветным животворящим газом. А мы идём вперёд. Нам некогда. Да и масок у нас нет.

Начинает светать. До появления Солнца ещё далеко, но окружающее пространство медленно заполняется рассеянным светом нашей звезды. Далеко внизу горят электрические огни домов и улиц, а день неудержимо набирает силу. Для нас начинается цейтнот – надо успеть до восхода на вершину, а вокруг разгорается красота, которую хочется непрестанно фотографировать. Приходится останавливаться и снимать, снимать, снимать…

Вон завиднелось озеро Яманака. Вон на севере проявились какие-то горные хребты, торчащие из облаков. В далёких просветах меж облаков заблестел золотом Токийский залив, а за ним и Тихий океан.

Часто останавливаемся, чтобы сделать несколько снимков, потом быстро идём, навёрстывая.

И вот вокруг затрепетало, зарокотало. Задрожали воздух и земля.
Это сотни, а может, и тысячи аборигенов радостно кричали:
- Тайё!!! Тайё!!! Тайё!!!

Мы остановились и оглянулись на восток, где в необъятной дали над кромкой облачной перины показалась Звезда по имени Солнце.

Это потрясающее ощущение. Снизу и сверху, надо мной и под ногами стоит рокот, словно гора ожила, а в моей кружащейся от высоты, эйфории и кислородного голодания, голове вихрь мыслей: «Фудзияма.. Аматерасу... Тайё.. Асахи»
«Вот я вижу восход Солнца в Стране Восходящего Солнца, у самой  вершины японской Царь-Горы»
и снова «Асахи.. Фудзи.. Аматерасу, Тайё»

Высота около трёх тысяч семисот метров. До вершины остались десятки метров, которые преодолеваются совсем легко, так как цель почти достигнута.

Просочившись через толпу людей, нашли место на одной из множества деревянных скамеек, чтобы присесть и отдохнуть. Бахнули разведённого спирта, запили его томатным соком. Потом несколько глотков горячего чая, и двигаем дальше. Надо же ещё обойти вокруг кратера, чтобы увидеть и запечатлеть все красоты и сделать путешествие более полным. Это заняло около двух часов, потому что пришлось много фотографировать. Особенно захватило дух от созерцания тени Фудзи, которая на восходе достигала невероятной длины и закрывала собой простирающиеся к западу от горы холмы и леса на многие километры.
Встретили троих ребят с Украины, сфотали нашу встречу на память. А вот и западный край кратера. Здесь находится высшая точка Японии. Здесь же расположена метеостанция, наверное, автоматическая, а то кому охота тут вахты нести?
Пришлось с полчаса постоять в небольшой очереди из желающих сфотографироваться у столба и каменной доски с надписью «3775,63 м».
Ну вот, все формальности соблюдены, снимки сделаны, «рейхстаг взят». Можно возвращаться к земной жизни после прогулки по облакам.

«Но спускаемся мы с покорённых вершин. Что же делать – и Боги спускались на землю…»

Спуск занял меньше времени, но дал понять, насколько большим и трудным был подъём. Видимо, на подъёме усталость и недостаток кислорода, притупляя наши чувства, как алкоголь или наркотик, значительно влияют на восприятие времени и преодолеваемых трудностей.

Прошли дни. Побываю ли я ещё когда-нибудь на японской Царь-Горе? Не знаю. И никто не знает.  Но я там был. И Напоминают мне об этом замечательные фотографии.

Вот небоскрёбы Йокогамы на золотом фоне Токийского залива. Расстояние до них около 80 километров. В заливе виднеется много крупных и мелких судов. Далее, за полуостровом, золотится Тихий океан. И до него уже 100 километров.
А вот гигантская тень от горы Фудзи. А это украинские хлопцы. А это метеостанция. Кратер.
А на этом снимке спирт и томатный сок.

До свидания, Фудзи-сан. Спасибо.

P.S. В ноябре летел в самолёте над Японией. Всё было покрыто пеленой облачности.
Только в дальней дали, на расстоянии около 300 километров, из пелены возвышалась массивная вершина. Узнаваемая и величественная.